Компания отправила заявление через кабинет налогоплательщика при переходе на СНР розничного налога.
В налоговые органы говорят, что нужно было также оформить карточку о снятии с ТИС.
Из-за отсутствия этой карточки компанию автоматически планируют перевести в плательщики НДС по ТИСу с 01.10.2023 года.
Насколько это соответствует законодательству и действительно ли карточка обязательна в данном случае, и кто должен был дать эту карточку?
ответ:
-
С 2019 года в Налоговом кодексе появилось такое понятие, как трехкомпонентная интегрированная система (ТИС). Основой системы ТИС является объединение на базе единой информационной платформы онлайн ККМ, POS- терминала и системы учета товаров и услуг. ТИС должна обеспечить соблюдение прозрачности процесса продажи, автоматизировать учет и налогообложение.
Согласно подпункту 72-1) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса трехкомпонентная интегрированная система (ТИС) - интегрированная система, состоящая из:
контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных (онлайн ККМ);
системы (устройства) для приема безналичных платежей (POS-терминал и так далее);
а также оборудования (устройства), оснащенного системой автоматизации управления торговли, оказания услуг, выполнения работ и учета товаров (ERP система);
или программно-аппаратного комплекса, заменяющего все три компонента интегрированной системы.
Требования к ТИС и ее учету, порядок ее установки и применения устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с центральным государственным органом в области государственного планирования, уполномоченным государственным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области связи, и Национальным Банком РК.
Требования к ТИС, ее учет, установка и применения прописаны в Приказе Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 2 сентября 2019 года № 953 «Об утверждении Требований к трехкомпонентной интегрированной системе и ее учету, Правил ее установки и применения».
В соответствии с Требованиями ТИС обеспечивает:
прием безналичных платежей;
подключение к оператору фискальных данных РК;
контролирование прозрачности отражения данных;
ведение учета осуществляется как с применением счетов бухгалтерского учета, так и без них.
Также прописаны требования:
к техническим характеристикам;
к архитектуре ТИС;
к надежности, безопасности и хранению данных.
Также подробно описаны правила установки и применения ТИС.
ТИС, используемый при осуществлении предпринимательской деятельности, подлежит регистрации в органах государственных доходов по месту нахождения налогоплательщика.
При регистрации ТИС должностное лицо органа государственных доходов в течение трех рабочих дней со дня представления документов осуществляет следующие действия:
1) проверяет соответствие сведений, указанных в заявлении, представленным документам;
2) проверяет соответствие ТИС моделям, включенным в Единый реестр ТИС;
3) проверяет соответствие модели контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных ТИС с моделями, внесенными в государственный реестр контрольно-кассовых машин;
4) оформляет регистрационную карточку ТИС по установленной форме;
5) в случае отказа в регистрации ТИС письменно уведомляет заявителя с указанием причин отказа.
Единый реестр ТИС можно посмотреть на сайте Комитета государственных доходов МФ РК по ссылке.
С 12 марта 2025 года заявление о регистрации, изменении и снятии с учета трехкомпонентной интегрированной системы (ТИС) будет приниматься только через Кабинет налогоплательщика ИСНА → раздел «Электронные обращения» → «Заявление на снятие с учета ТИС». В поле нужно выбрать одну систему ТИС (терминал), указать причину (например, «Переход на розничный налог»), подписать и отправить.
При этом, просмотр ранее поданных заявлений ТИС остался доступен также в старом Кабинете налогоплательщика.
Инструкции по работе с документами и функционалом размещены в разделе Поддержка → Помощь → Справочная информация КНП ИСНА.
В случае возникновения вопросов можно обращаться на службу поддержки:
по телефонам 8(7172)73 55 11 и +7(705) 956 53 71 и на электронную почту knpsd@ecc.kz, используя форму обращения в разделе «Поддержка» → Обратная связь КНП ИСНА.
Перед снятием с учета ТИС необходимо сначала закрыть фискальные регистраторы в ОФД, так как:
активные фискальные устройства (кассы) привязаны к системе ТИС;
пока кассы числятся как активные, компания не сможет снять ТИС с учета через КНП ИСНА.
Через личный кабинет ОФД (например, OFD.KZ или другие):
нужно найти все зарегистрированные кассы;
для каждой оформить заявку на снятие/деактивацию;
убедиться, что статус по кассе сменился на «аннулирован» или «закрыт».
Если через ОФД удалены все кассы, привязанные к ТИС, но заявление на снятие с учета ТИС все равно не принимается, или система дает сбой, тогда рекомендуется направить официальное обращение через портал E-Otinish на имя Комитета государственных доходов (КГД МФ РК), указать ИИН/БИН, название компании, список терминалов ТИС и номер касс.
Во вложении приложить скриншоты ошибок, выписку с ОФД о закрытии касс, перечень активных ТИС (если их несколько).
Если ни один из способов не срабатывает, можно подать заявление в бумажной форме через канцелярию налогового органа или отправить скан, подписанный ЭЦП, по электронной почте налогового органа.
Вывод
По мнению автора и на основании вышеизложенного, ТИС вправе применять только Индивидуальные предприниматели, применяющие СНР на основе упрощенной декларации.
При переходе ИП на СНР розничного налога, ИП должен снять с регистрационного учета применяемую ТИС.