ТОО, ОУР, вид деятельности - производство, проводит ежегодную инвентаризацию. По итогам инвентаризации основных средств выявлены пришедшие в негодность, не используемые в деятельности ФА по различным группам: сломанные стулья (4-я гр.), перегоревшая бензоэлектростанция (2-гр.), вышедшая из строя старая оргтехника (принтер, факс) (3-я гр.).Как провести списание указанных ФА? Достаточно ли полномочий у внутренней инвентаризационной комиссии предприятия или требуется привлечение сторонних специалистов?

ответ:

-

Законодательная база:

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» (2021 г.)

Ответ:

Согласно п.67 МСФО (IAS) 16 «Основные средства», признание балансовой стоимости объекта основных средств прекращается:

(а) при выбытии этого объекта; или

(b) когда никаких будущих экономических выгод от использования или выбытия этого объекта уже не ожидается.

Таким образом, основные средства (ОС) могут быть списаны с баланса по остаточной стоимости, если от их использования (или выбытия) не ожидается будущих экономических выгод. В данном случае основанием для списания указанных ОС будет являться, заключение эксперта (при наличии эксперта) и решение комиссии.

Можно списать оборудование при наличии заключения специалиста по данному оборудованию, включив его в состав комиссии. В любом случае для обоснованного списания оборудования с остаточной балансовой стоимостью необходимо мнение знающего специалиста.

Для списания ОС в ТОО создаете постоянно действующую Комиссию по списанию ОС во главе с Председателем (обычно это главный инженер или заместитель руководителя ТОО) посредством издания приказа руководителем ТОО.

Далее Комиссия производит осмотр ОС, устанавливает непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию. Данные осмотра (заключение Комиссии) отражаются в приложении 18 к приказу МФ РК от 20 декабря 2012 года № 562 Акт на списание долгосрочных активов. Акт должен быть подписан председателем и членами Комиссии, а также материально ответственным лицом. В заключении акт утверждается руководителем ТОО.

На основании вышеуказанных документов основные средства можно списать в бухгалтерском учете.

Далее при необходимости издаете приказ руководителя на утилизацию основного средства с указанием наименования, количества и суммы. При утилизации оформляете акт. Иногда уничтожением занимаются сторонние фирмы, которые оформят счет-фактуру и акт выполненных работ за оказанные услуги, при этом оформление акта внутри компании не требуется. Акт утилизации является обязательным документом только для тех ОС, которые закон запрещает выбрасывать как бытовой мусор.