Общественное объединение людей с инвалидностью работает по тендерам госзакупа. Оказывает разные услуги (прачечные, ремонт авто, пошив и др.). Учредители - 2 человека с инвалидностью. Директор без инвалидности.Обязано ли общественное объединение людей с инвалидностью встать на учет по НДС, если порог достигнут?

ответ:

-

В соответствии с подпунктом 11 статьи 394 НК РК освобождаются от НДС обороты по реализации товаров, работ, услуг, если в налоговом периоде, в котором осуществлена реализация, а также за четыре предшествующих налоговых периода соблюдается одно из следующих условий:

- средняя численность инвалидов составляет не менее 51 процента от общего числа работников;

- расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, зрения, - не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.

Положения данного подпункта не применяются к оборотам по реализации подакцизных товаров.

В отношении оборотов по реализации в рамках долгосрочных контрактов положения данного подпункта применяются при соблюдении условий, установленных данным пунктом, в течение всего периода действия такого контракта.

На основании вышеизложенного, вами предоставлено недостаточно исходных данных. Если за четыре предшествующих периода (квартала) и текущий период средняя численность работников-инвалидов составляет не менее 51% или зарплата работников-инвалидов составляет более 51% от всего фонда оплаты труда предприятия, ваши обороты по реализации услуг освобождаются от НДС и для целей постановки на учет по НДС не учитываются. Но, исходя из изложенной вами информации, работники-инвалиды у вас отсутствуют. Учредители не являются работниками ОО.

Однако есть еще одна норма. Согласно Закону о некоммерческих организациях Общественное объединение - это одна из форм некоммерческой организации.

Согласно пп 22 статьи 394 НК РК освобождаются от НДС обороты по реализации специальных социальных услуг, осуществляемых некоммерческими организациями в соответствии с законодательством Республики Казахстан о социальной защите.

Согласно Приказу Министра труда и СЗ «Об утверждении перечня гарантированного объема специальных социальных услуг» (Приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 15 июня 2023 года № 22) в соответствии с абзацем тридцать пятым подпункта 5) статьи 12 Социального Кодекса Республики Казахстан Перечень гарантированного объема специальных социальных услуг включает:

социально-бытовые;

социально-медицинские;

социально-психологические;

социально-педагогические;

социально-трудовые;

социально-культурные;

социально-экономические;

социально-правовые услуги.

2. Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей услуг в быту, включают:

оказание социально-бытовых услуг индивидуального обслуживающего и гигиенического характера;

предоставление в организациях помещений, оснащенных мебелью и (или) специализированным оборудованием, для реабилитационных, лечебных, образовательных, культурных мероприятий, организации паллиативной помощи, отправления религиозных обрядов, организации лечебно-трудовой деятельности, обучения навыкам самообслуживания, основам бытовой ориентации;

создание условий для организации рабочих мест для лиц с инвалидностью и лиц старше 18 лет, которым работа не противопоказана по состоянию здоровья;

предоставление адаптированных помещений и приспособлений, обеспечивающих осуществление бытовых нужд без обращения к посторонней помощи;

оказание услуг по поддержанию условий проживания;

предоставление рационального и диетического питания;

обеспечение бытовым обслуживанием (стирка, сушка, глаженье, дезинфекция нательного белья, одежды, постельных принадлежностей);

обучение членов семьи получателей услуг практическим навыкам индивидуального обслуживающего и санитарно-гигиенического характера;

оказание помощи престарелым, лицам с инвалидностью и бездомным лицам в написании и прочтении писем;

покупку и доставку на дом горячих обедов, продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;

помощь престарелым и лицам с инвалидностью в приготовлении пищи, стирке вещей, топке печей, доставке дров, угля и воды;

прием и временное размещение бездомных лиц;

предоставление бездомным лицам койко-места, мебели, обеспечение постельными принадлежностями, предметами личной гигиены и нижнего белья;

создание условий для пребывания престарелых и лиц с инвалидностью, имеющих затруднения в передвижении и не способных к самостоятельному обслуживанию;

создание условий для осуществления бездомными лицами санитарно-гигиенических процедур (душевые или ванные комнаты, санузлы);

содействие в отправке к прежнему месту жительства бездомных лиц путем приобретения проездных документов и обеспечения продуктами питания на время пути следования;

содействие в оформлении документов для регистрации по месту пребывания.

ВЫВОД:

Таким образом, считаю, что услуги стирки, оказываемые некоммерческой организацией ОО, могут быть освобождены от НДС и не учитываются для целей постановки на учет по НДС согласно вышеизложенному Приказу Министра труда и соцзащиты №22.

В случае пп 11 статьи 394 НК РК: вами предоставлено недостаточно исходных данных. Если за четыре предшествующих периода (квартала) и текущий период средняя численность работников-инвалидов составляет не менее 51% или зарплата работников-инвалидов составляет более 51% от всего фонда оплаты труда предприятия, ваши обороты по реализации услуг освобождаются от НДС и для целей постановки на учет по НДС не учитываются. Но, исходя из изложенной вами информации, работники-инвалиды у вас отсутствуют. Учредители не являются работниками ОО.

В связи с чем вопрос правомерности постановки на учет по НДС в вашем случае пока остается открытым.