Общественное объединение людей с инвалидностью работает по тендерам госзакупа. Оказывает разные услуги (прачечные, ремонт авто, пошив и др.). Учредители - 2 человека с инвалидностью. Директор без инвалидности.Обязано ли общественное объединение людей с инвалидностью встать на учет по НДС, если порог достигнут?
ответ:
-
В соответствии с подпунктом 11 статьи 394 НК РК освобождаются от НДС обороты по реализации товаров, работ, услуг, если в налоговом периоде, в котором осуществлена реализация, а также за четыре предшествующих налоговых периода соблюдается одно из следующих условий:
- средняя численность инвалидов составляет не менее 51 процента от общего числа работников;
- расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, зрения, - не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.
Положения данного подпункта не применяются к оборотам по реализации подакцизных товаров.
В отношении оборотов по реализации в рамках долгосрочных контрактов положения данного подпункта применяются при соблюдении условий, установленных данным пунктом, в течение всего периода действия такого контракта.
На основании вышеизложенного, вами предоставлено недостаточно исходных данных. Если за четыре предшествующих периода (квартала) и текущий период средняя численность работников-инвалидов составляет не менее 51% или зарплата работников-инвалидов составляет более 51% от всего фонда оплаты труда предприятия, ваши обороты по реализации услуг освобождаются от НДС и для целей постановки на учет по НДС не учитываются. Но, исходя из изложенной вами информации, работники-инвалиды у вас отсутствуют. Учредители не являются работниками ОО.
Однако есть еще одна норма. Согласно Закону о некоммерческих организациях Общественное объединение - это одна из форм некоммерческой организации.
Согласно пп 22 статьи 394 НК РК освобождаются от НДС обороты по реализации специальных социальных услуг, осуществляемых некоммерческими организациями в соответствии с законодательством Республики Казахстан о социальной защите.
Согласно Приказу Министра труда и СЗ «Об утверждении перечня гарантированного объема специальных социальных услуг» (Приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 15 июня 2023 года № 22) в соответствии с абзацем тридцать пятым подпункта 5) статьи 12 Социального Кодекса Республики Казахстан Перечень гарантированного объема специальных социальных услуг включает:
социально-бытовые;
социально-медицинские;
социально-психологические;
социально-педагогические;
социально-трудовые;
социально-культурные;
социально-экономические;
социально-правовые услуги.
2. Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей услуг в быту, включают:
оказание социально-бытовых услуг индивидуального обслуживающего и гигиенического характера;
предоставление в организациях помещений, оснащенных мебелью и (или) специализированным оборудованием, для реабилитационных, лечебных, образовательных, культурных мероприятий, организации паллиативной помощи, отправления религиозных обрядов, организации лечебно-трудовой деятельности, обучения навыкам самообслуживания, основам бытовой ориентации;
создание условий для организации рабочих мест для лиц с инвалидностью и лиц старше 18 лет, которым работа не противопоказана по состоянию здоровья;
предоставление адаптированных помещений и приспособлений, обеспечивающих осуществление бытовых нужд без обращения к посторонней помощи;
оказание услуг по поддержанию условий проживания;
предоставление рационального и диетического питания;
обеспечение бытовым обслуживанием (стирка, сушка, глаженье, дезинфекция нательного белья, одежды, постельных принадлежностей);
обучение членов семьи получателей услуг практическим навыкам индивидуального обслуживающего и санитарно-гигиенического характера;
оказание помощи престарелым, лицам с инвалидностью и бездомным лицам в написании и прочтении писем;
покупку и доставку на дом горячих обедов, продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;
помощь престарелым и лицам с инвалидностью в приготовлении пищи, стирке вещей, топке печей, доставке дров, угля и воды;
прием и временное размещение бездомных лиц;
предоставление бездомным лицам койко-места, мебели, обеспечение постельными принадлежностями, предметами личной гигиены и нижнего белья;
создание условий для пребывания престарелых и лиц с инвалидностью, имеющих затруднения в передвижении и не способных к самостоятельному обслуживанию;
создание условий для осуществления бездомными лицами санитарно-гигиенических процедур (душевые или ванные комнаты, санузлы);
содействие в отправке к прежнему месту жительства бездомных лиц путем приобретения проездных документов и обеспечения продуктами питания на время пути следования;
содействие в оформлении документов для регистрации по месту пребывания.
ВЫВОД:
Таким образом, считаю, что услуги стирки, оказываемые некоммерческой организацией ОО, могут быть освобождены от НДС и не учитываются для целей постановки на учет по НДС согласно вышеизложенному Приказу Министра труда и соцзащиты №22.
В случае пп 11 статьи 394 НК РК: вами предоставлено недостаточно исходных данных. Если за четыре предшествующих периода (квартала) и текущий период средняя численность работников-инвалидов составляет не менее 51% или зарплата работников-инвалидов составляет более 51% от всего фонда оплаты труда предприятия, ваши обороты по реализации услуг освобождаются от НДС и для целей постановки на учет по НДС не учитываются. Но, исходя из изложенной вами информации, работники-инвалиды у вас отсутствуют. Учредители не являются работниками ОО.
В связи с чем вопрос правомерности постановки на учет по НДС в вашем случае пока остается открытым.